О текущем моменте и задачах профсоюза в современных условиях

Новости Профсоюза

30 мая в Москве состоялся VIII пленум ЦК профсоюза работников здравоохранения России. В его работе приняли участие председатель ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Кузьменко, заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева, представители Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении, а также руководители региональных организаций профсоюза, в том числе и председатель Дагестанской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения РФ, депутат Народного Собрания РД, член Комитета по здравоохранению и социальной политике Зумруд Бучаева.

На пленуме обсуждались вопросы нормативно-правового регулирования, разработки проектов профессиональных стандартов, обновления норм труда и другие, касающиеся совершенствования системы здравоохранения в России. Это как раз те ориентиры, которые соотносятся с перечнем поручений Президента страны по реализации указа, подписанного Владимиром Путиным в день инаугурации 7 мая 2018 года.

– Само название указа – «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» – свидетельствует о глобальности поставленных перед Правительством страны задач, – говорит Зумруд Бучаева. – Исполняющий обязанности Главы Республики Дагестан Владимир Абдуалиевич Васильев уделяет постоянное внимание исполнению обозначенных ориентиров в Послании и в указах Президента страны. Намечены конкретные действия, которые нужно предпринять для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки многие наболевшие проблемы развития нашей республики и достичь поставленных задач, а значит сделать жизнь наших людей лучше и обеспечить новый, более высокий уровень жизни. Нельзя не обратить внимание на то, что в качестве механизмов достижения национальных целей, обозначенных в указе, Президент поручает разработать национальные проекты по основным направлениям, среди которых после демографической программы первым названо здравоохранение. Речь, в частности, идет о ликвидации кадрового дефицита в первичном звене здравоохранения и оптимизации его работы, обеспечении отрасли квалифицированными медицинскими кадрами, завершении формирования сети медицинских организаций, в том числе на селе, именно те позиции, с которыми в последние годы активно выступает ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ.

Содержание указа – это стратегические цели и задачи на 6-летний период. Тактическое их решение, наполнение комплексом конкретных поэтапных мер – задача созданного кабинета министров. А непосредственное участие в формировании пакета предложений по этим темам – наша основная миссия на ближайший период.

– Первый блок задач, на решение которых нацеливает руководство страны, как вы правильно заметили, – ликвидация кадрового дефицита в первичном звене здравоохранения. Как будет строиться эта работа?

– Задача в принципе не нова. Сегодня реализуется основной механизм решения этой проблемы – целевое обучение и направление выпускников высших и средних учебных заведений по базовым специальностям именно в первичное звено по результатам первичной аккредитации. Очевидно, что на данном этапе это вполне правомерные решения. Но мы также должны смотреть и на перспективу: что нужно предпринять, чтобы закрепить специалистов на этих местах? Ответ здесь очевиден: достойная зарплата, обеспечение соцпакета, который в нашей отрасли является неотъемлемой частью нефинансового вознаграждения за труд, что в свою очередь обеспечит престиж профессии медработника. А для молодого человека, которому нужно создать семью, достойно ее содержать, планировать свой профессиональный маршрут – это важнейшие условия.

Таким образом, в рамках подготовки своих предложений мы должны исходить из необходимости комплексного подхода в решении кадровой проблемы здравоохранения в целом. Важным подспорьем в обеспечении кадрами сельского здравоохранения является программа «Земский доктор» партийного проекта «Здоровое будущее» («Единая Россия»), которая позволила привлечь в сельские населенные пункты молодых специалистов. В 2012, 2013, 2016 и 2017 годах по этой программе в сельскую местность нашей республики были направлены 889 специалистов.

Не менее важный аспект – оптимизация работы первичного звена. Президент обозначил оптимизацию как механизм обеспечения прав пациентов, в том числе в части сокращения времени ожидания приема и упрощения процедуры записи к врачу. Мы должны исходить из необходимости оптимальной организации работы персонала. И здесь крайне актуальным становится разрешение сложившейся проблемы чрезмерной интенсификации труда медицинских работников. Очевидно, что качество медпомощи не может быть обеспечено должным образом, если не будет решен ключевой вопрос – нормирование труда специалистов. В рамках реализации этого поручения органам управления здравоохранения необходимо решить и вопросы документооборота, сетевой компьютеризации рабочего места. Не на словах, а на деле, чтобы реально сократить объем бумажной работы, занимающей значительную часть рабочего времени врача и медсестры.

– Еще одна цель, обозначенная в указе, – обеспечение здравоохранения высококвалифицированными кадрами, включая систему непрерывного профессионального образования, в том числе с использованием дистанционных технологий.

– Мы разделяем подходы Минздрава России к совершенствованию системы подготовки кадров, пересмотру образовательных программ, условий допуска специалистов к профессиональной деятельности и оценке их квалификации. Практика показывает, что совершенствования профподготовки, к сожалению, недостаточно, чтобы не только привлечь, но и закрепить обученных и квалифицированных специалистов на местах. Врач должен иметь как время, так и средства, чтобы в быстроменяющемся мире медицинских технологий поддерживать свою квалификацию, изучать актуальную медицинскую периодику, а не работать круглыми сутками! И вновь приходится возвращаться к достойной оценке его труда, достойной социальной поддержке.

Необходимо также сказать, что вопрос об изменении пенсионного возраста сегодня рассматривается как уже решенный. А это значит, будет разрушена система досрочных пенсий, которая компенсирует высокие трудозатраты работников в процессе медицинского труда. К концу своей трудовой деятельности работник, образно говоря, приходит выжатый, как лимон. Мы категорически выступали и будем выступать против этого.

С решением кадровой проблемы напрямую связаны и иные цели, обозначенные Президентом. Так, обеспечение охвата всех граждан профилактическими осмотрами не реже одного раза в год потребует последующего наблюдения и лечения при выявленных заболеваниях по соответствующим диспансерным группам, что на практике невозможно обеспечить имеющимся кадровым ресурсом.

– Нельзя не остановиться на задаче завершения формирования сети медицинских организаций, строительства на селе с населением от 100 человек врачебных амбулаторий, ФАПов…

– Можно только приветствовать подобный «разворот» от ранее принятого механизма вышеупомянутой оптимизации, когда все это ликвидировалось. В своих выступлениях Президент отмечал, что, «возможно, оптимизация нужна, однако необходимо учитывать особенности нашей страны. На ряде обширных территорий населенные пункты расположены на большом расстоянии друг от друга. Где-то возможно объединить объекты, а где-то – нет. Об этом заранее нужно думать». Глава государства также подчеркнул, что «ничего подобного механически делать нельзя».

На 23-й сессии Народного Собрания Республики Дагестан был принят Закон «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «Об охране здоровья граждан в Республике Дагестан», разработанный Комитетом по здравоохранению и социальной политике, в котором определены порядок и условия принятия решений о ликвидации медицинских организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти и местного самоуправления субъектов РФ. Понимая однозначность посылов указа, работая с социальными партнерами на всех уровнях, свои предложения по реализации указа Президента профсоюз формирует, закладывая в их основу меры по улучшению материального и социального положения медработников. В 2017 году Дагрескомом были введены 10 социальных программ: «Материальная помощь», «Социальная защита», «Профсоюзная путевка», «Детское оздоровление», «Научный потенциал», «Премирование членов профсоюза», «Премирование профсоюзного актива», «Здоровый образ жизни», «Забота» и «Лучший специалист» – для социальной поддержки медицинских работников – членов профсоюза.

Это очень важно для привлечения и закрепления специалистов, повышения престижа и привлекательности профессии, мотивации врачей к повышению качества медицинских услуг. Дагестанский республиканский комитет профсоюза работников здравоохранения РФ, постоянно мониторя ситуацию, отмечает, что номинальный рост заработной платы в отрасли достигнут, с одной стороны, за счет повышения нагрузки на работников и чрезмерной интенсификации их труда, а с другой – манипуляций с методикой исчисления средней заработной платы, утвержденной Росстатом.

Необходимость достижения контрольных показателей, поиск средств для этого явились очередным побудительным мотивом для органов исполнительной власти и руководителей учреждений к «оптимизации» сети и штатной численности персонала. Верхом такого циничного подхода к поиску финансовых средств стала ситуация с младшим медицинским персоналом. Коротко ее можно охарактеризовать как повсеместное практическое «вымывание» из штатных расписаний санитарок, перевод их в уборщицы, причем без учета утраты ими статуса медицинского работника и соответствующих социальных льгот и гарантий.

– А заработная плата?

– Отдельно остановлюсь на ситуации с зарплатой конца 2017 года и первых месяцев текущего года, когда фактический «провал» итогов года побудил органы госвласти предпринять значительные меры по финансовому наполнению учреждений в начале 2018-го. При этом дополнительные средства были обеспечены преимущественно за счет стимулирующих выплат, которые устанавливались фактически произвольно, без учета показателей и критериев. А обеспечение единого для среднего и младшего медперсонала минимального порога целевого показателя зарплаты по указам Президента привело к фактическому выравниванию размеров их заработной платы. К сожалению, эта ситуация еще более усугубилась в результате повышения минимального размера оплаты труда, величина которого за последние два года выросла с 6204 рублей до 11163 рублей.

Необходимо оценить реальный уровень оплаты труда и уже на этой основе выстраивать тренд дальнейшего движения. Принципиальные моменты определены:

  • объективная дифференциация в уровнях окладов и соответственно в размерах зарплаты в зависимости от уровня подготовки, квалификации и сложности труда;
  • формирование единых подходов к исчислению заработной платы в здравоохранении, отражающих специфику деятельности по оказанию медицинской помощи;
  • разработка механизмов финансового обеспечения МРОТ;
  • безусловная реализация норм ТК РФ по повышению реального содержания заработной платы в размерах не ниже уровня инфляции.

– В основе решения этих задач лежит финансовая наполняемость учреждений здравоохранения, не так ли?

– Да, и это было озвучено Президентом в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Как отметил Владимир Владимирович Путин, «в 2019-2024 годах на развитие системы здравоохранения из всех источников потребуется ежегодно направлять в среднем более 4 процентов ВВП. Но стремиться нужно, безусловно, к 5 процентам. В абсолютном выражении это будет означать, что общие объемы расходов на здравоохранение должны увеличиться вдвое».

Многогранность реформ, которые сегодня реализуются в здравоохранении, затрагивает в значительной степени трудовые и профессиональные права работников. Так, запущен и набирает ход механизм стандартизации профессиональной деятельности в сфере здравоохранения в рамках разработки профстандартов. Требуют переосмысления не только трудовые функции работников на основе уровня их подготовки и квалификации, но и условия материальной оценки результатов их деятельности с учетом объема компетенций, знаний и умений. Одновременно продолжается совместная работа по совершенствованию номенклатуры должностей, специальностей, структуры профессиональных квалификационных групп работников. При этом Минздравом рассматривается вопрос об исключении ряда наименований должностей и о введении новых, что обусловлено современными подходами как в сфере оказания медицинских услуг, так и подготовки кадров.

Перед профсоюзом достаточно остро стоят проблемы, возникшие в ходе реализации законодательства по вопросам условий и охраны труда в медицинских организациях.

– С чем это связано?

– В первую очередь с результатами СОУТ, которые позволяют работодателям снизить уровень предоставляемых компенсационных мер (дополнительный оплачиваемый отпуск и доплаты). Мы видим, что основными причинами снижения при проведении СОУТ являются:

ü отсутствие в коллективных договорах и соглашениях норм, устанавливающих размеры дополнительного отпуска в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на ежегодный дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»;

ü игнорирование отдельными работодателями и экспертами организаций, проводящими СОУТ, ч. 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ в части сохранения представленных ранее компенсационных мер;

ü установление класса условий труда ниже подкласса 3.2 из-за несовершенства правовой базы.

Техническими инспекторами республиканского комитета выявляются случаи, связанные с передергиванием отдельных положений нормативно-правовых актов. Это касается методики проведения спец­оценки условий труда. Профсоюз постоянно требует безусловного применения положений методики при воздействии биологического фактора не только на рабочих местах медработников, но и для работников, обеспечивающих деятельность медицинских организаций. Наша позиция заключается в необходимости внесения в методику определения, что такое «работа с патогенными микроорганизмами», или исключения этой дефиниции с заменой ее на «работу в условиях воздействия патогенных микроорганизмов – возбудителей инфекционных заболеваний».

– Хорошая инициатива.

– Планируемые Минтрудом России изменения в законодательстве с переходом к управлению профессиональными рисками, конечно, позволят проводить учет качественных показателей напряженности трудового процесса, но как это будет влиять на результаты специальной оценки условий труда, пока еще не ясно. Главным сегодня должно стать взаимодействие профсоюзного актива первичных организаций и штатных специалистов вышестоящего профсоюзного органа на всех этапах проведения спецоценки в части оказания консультативно-правовой помощи профкому, членам комиссий по проведению СОУТ и работникам.

Необходимо сказать, что очень многое зависит от организации профсоюзной работы непосредственно в «первичке». Заинтересованность выборного органа в объективной оценке условий труда на рабочих местах членов профсоюза должна являться приоритетом в работе. Для внеплановой СОУТ достаточно официально направленного работодателю мотивированного предложения. Принципиальная позиция профсоюза заключается и в обязательности оспаривания необъективных результатов спецоценки. Для этого существует еще много легитимных возможностей – государственные органы экспертизы условий труда, независимая экспертиза профсоюзными экспертами (для ее проведения в профсоюзе утвержден советующий регламент), суды.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что посыл указа Президента направлен на сохранение и умножение уникального ресурса, которым обладает Россия, – человеческого потенциала или человеческого капитала. Многочисленные специальные исследования говорят о том, что Россия обладает им и превосходит в этом большинство стран мира. Работники здравоохранения, стоящие на охране здоровья, являются частью этого капитала и требуют к себе бережного и внимательного отношения. В первую очередь со стороны государства.

ДРО Профсоюза работников здравоохранения РФ
Добавить комментарий